

SEO не будет прежним: как поиск с «Алисой» повлияет на продвижение сайтов
Месяц назад Яндекс презентовал обновленный поиск с интеграцией «Алисы». По сути это усовершенствованный формат уже привычного Нейро — появились более продуманные ответы, режим рассуждения, генерация подборок по целевым запросам.
Для пользователей поиск стал еще удобнее и быстрее — выжимки из разных ресурсов «Алиса» собирает в единый структурированный текст. Рассуждения ИИ можно направлять в том или ином направлении, получая максимальное количество релевантной информации за секунды.
Но чем это грозит сайтам и процессу их оптимизации? SEO-специалисты Rocket Business уже провели серию планерок, на которых досконально изучили обновление и обсудили новые стратегии. В этой статье они готовы поделиться своими наблюдениями и прогнозами. Будущее SEO они не предскажут, но, возможно, вернут гармонию обеспокоенному сообществу и клиентам.

Что теперь умеет ваш поиск?
- Генерировать развернутые, структурированные ответы, которые содержат смысловые блоки, картинки, видео, карточки товаров. Обновление сделало выдачу более информативной и визуальной. Если нужно получить ответ быстро, переходить на сторонние сайты больше нет необходимости.
- Рассуждать и выстраивать логичские цепочки. Теперь можно задавать сложные вопросы и получать не просто набор ссылок, а структурированный и логически обоснованный ответ.
- Составлять рейтинги сайтов определенной ниши, в том числе магазинов. ИИ сравнивает не только контент самих сайтов, но и отзывы о них на сторонних площадках.
Изменилась структура выдачи. Там появились «вертикали» — новые разделы, в которых размещены подборки запрашиваемых объектов. Благодаря встроенным фильтрам, сортировке и сравнению предложений, поиск становится в разы проще.
Также «Алиса» может анализировать контент любого сайта и отвечать на вопросы о нем, не покидая вкладку браузера. Пользователю не требуется самостоятельно искать ответ в контенте сайта или обращаться к поисковой системе с дополнительными вопросами.
Как это работает?
Новый алгоритм тщательно изучает разделы поисковой выдачи, чтобы построить структуру для ответа. Он использует не только данные из собственной памяти, но и обучается на источниках из поиска. На основе полученной информации нейросеть YandexGPT 5 генерирует полноценный текст.
Детально изучили алгоритмы поисковых систем, чтобы сделать SEO-продвижение максимально эффективным. Подробнее об услуге.

Чем это грозит сайтам?
Такие изменения не могут пройти бесследно для поисковой выдачи. Теперь пользователь может за считанные секунды получить развернутый ответ на свой запрос. Большие языковые модели (LLM), которые лежат в основе «Алисы», позволяют делать точные и информативные выжимки из контента на сайтах. Вероятно, трафик на ресурсы начнет снижаться.
- Поисковая система приобретает формат AI-ассистента. Она начинает утрачивать ключевые функции, с которыми работали SEO-специалисты.
- Поисковая сессия претерпит значительные изменения. Она может превратиться в интерактивный диалог пользователя с «Алисой».
- Разнообразие и обилие контента сделают выдачу неоднородной — новая система стремится закрыть максимальное количество целей пользователя.
Будет ли пользователь по-прежнему переходить по ссылкам на источники, или же предпочтет ограничиться информацией от голосового помощника? Зависит ли тут что-нибудь от SEO-команды? Давайте разбираться дальше.
Что может предпринять SEO-подрядчик?
Сайту очень важно попасть в число ресурсов, занимающих высокое место в тематике. Как правило, поисковые системы отдают предпочтение сайтам, которые содержат качественную, актуальную и релевантную информацию.
Вот что мы предлагаем:
- 1. Структурировать контент, чтобы поисковые системы могли распознать его части. Фокус внимания смещается с ключевых слов на общий смысл контента и логические связи его элементов. Это повышает шансы попасть в развёрнутые ответы от «Алисы». Также важно следить за актуальностью ключевой информации на сайте — контактов, цен, услуг.
- 2. Улучшать визуальный контент. «Алиса» активно подбирает изображения и видео к выдаче. Задача SEO-команды — использовать уникальный и полезный визуал, оптимизировать описания к нему, комбинировать форматы.

- 3. Уделять внимание специфике пользовательских запросов (интентов). Взаимодействие с поисковой системой приобретает формат диалога. Это значит, что специалисту необходимо дополнительно проанализировать запросы аудитории. Вероятно, потребуется адаптировать контент к новым изменениям – давать больше ответов на вопросы пользователей, генерировать более естественные формулировки для выдачи.
- 4. Подбирать контент, который пригодится «Алисе» в режиме рассуждения. Система отдает предпочтение сайтам с четкой логикой — тем, где размещено большое количество пошаговых инструкций, обзоров, сравнительной аналитики.
- 5. Поддерживать положительную репутацию. Подрядчику нужно следить за позициями компании и ее сайта в рейтингах, повышать узнаваемость на сторонних площадках. Быстро отреагировать на изменения помогает регулярный мониторинг упоминаний компании в сети, отработка негативных отзывов и комментариев.
SEO, SERM, контекстная реклама и контент-поддержка в одной услуге. Читать подробнее.
Делаем вывод
«Алиса» поменяла правила игры, которые требуют от SEO-команды особой гибкости. Помимо проверенных методов оптимизации нужно освоить новые практики, которые подразумеват адаптацию контента под требования нейросетей.
Предполагаем, что Яндекс и дальше продолжить модернизировать поисковую систему, и к этому нужно быть готовыми. Специалистам следует внимательно изучить алгоритмы нового поиска и режима рассуждений. Это поможет понять, какого контента не хватает на сайте клиентов. Стоит как можно чаще взаимодействовать с «Алисой» по тематике проектов, чтобы определить актуальные запросы.