logo RocketBusiness

SERM: как собирать и где размещать отзывы о своей компании

Отзывы – один из важнейших элементов продвижения. Ими интересуются потенциальные клиенты вашего бизнеса, их ценят поисковые системы. Именно поэтому каждой компании важно научиться работать с отзывами – или отдать эту задачу специалистам на аутсорсе.

Здесь требуется комплексный подход. Мы предлагаем услугу SERM, Search Engine Reputation Management – управления репутацией в интернете с целью продвижения сайта в поисковой выдаче.

Отзывы и продвижение

В первую очередь следует упомянуть влияние отзывов на принятие решения о покупке.

Отзывы в этом процессе играют существенную роль: они занимают второе место по значимости – сразу после цены.

Современный потребитель недоверчив – он уже не верит рекламным слоганам и баннерам, игнорирует контекстную рекламу. В этих условиях классические подходы к маркетинговому продвижению теряют эффективность.

Тем временем отзывы других клиентов потребители считают более надежным источником информации и даже приравнивают их к рекомендациям друзей и знакомых. С точки зрения клиента отзывы в сети выполняют следующие функции:

  • позволяют удостовериться в положительной репутации компании;
  • снимают многие боли, страхи и опасения;
  • помогают сделать выбор в пользу того или иного продукта, услуги.

Менее 10% пользователей не обращают внимания на отзывы. Остальные 90% их изучают и принимают во внимание.

Отзывы и SEO

Яндекс и Google учитывают репутацию компании, выраженную в соотношении положительных и отрицательных отзывов. Репутация служит одним из значимых факторов ранжирования – этот эффект особенно заметен в нишах с высоким уровнем конкуренции.

Свою роль в продвижении играют популярные площадки для размещения отзывов. Сами по себе они отлично ранжируются, а страница компании на такой площадке обязательно содержит ссылку на сайт компании и другие данные о ней, то есть влияет на ссылочную массу ресурса. Переходы с таких сайтов-отзовиков поисковые системы считают признаком надежности компании – а значит, позиции сайта в выдаче растут.

Репутация для белых и пушистых: SERM для ветеринарной клиники "Амиго" - читать кейс

Где искать и как оценивать отзывы?

Наиболее весомые площадки – это Яндекс Карты и Google Maps, именно они занимают первые строки в выдаче по запросу «название компании + отзывы», они отображаются в карточке компании и влияют на ее ранжирование. Некоторые компании учитывают только эти отзывы, тщательно мониторят их с помощью Яндекс Бизнеса и других инструментов.

Такой подход помогает учитывать влияние отзывов на ранжирование сайта и контекстную рекламу, но это еще не все – важно изучить общую картину. Требуется подробный аудит.

Потенциальные клиенты компании ищут отзывы через поисковый запрос, а потому в рамках работ по SERM специалистам важно пройти тот же путь. Среди наиболее популярных площадок можно выделить следующие:

  • 2ГИС;
  • IRecommend;
  • Отзовик.

В отдельных сферах деятельности есть свои популярные площадки – например, Dream Job для сотрудников, Tripadvisor для путешественников и Drom для автомобилистов.

Важно учитывать влиятельные отраслевые площадки в конкретной сфере.

При оценке онлайн репутации важно учитывать два ключевых показателя: соотношение позитивных/негативных отзывов и рейтинг компании на каждой отдельной площадке.

Количество хороших оценок должно быть выше — тогда и рейтинг пойдет вверх.

Оценка текущего положения позволит понять, какое направление работы является приоритетным.

  • У компании хороший рейтинг? Важно не снижать обороты, новые отзывы должны появляться регулярно.
  • Отзывов нет? Полное отсутствие отзывов разрушает доверие к бренду не менее эффективно, чем негативные сообщения.
  • Низкий рейтинг? Требуется провести комплекс работ по отработке негатива в сети.

В любом из этих сценариев необходимо стимулировать клиентов, привлечь их к размещению отзывов.

Как стимулировать клиента оставить отзыв?

Не стесняйтесь запрашивать обратную связь напрямую у клиента. После приобретения товара или оказания услуги свяжитесь с клиентом и попросите описать впечатления. Для этого можно использовать как digital, так и офлайн-каналы.

Первый шаг – попросить клиента рассказать о впечатлениях сразу после оказания услуги или получения товара. Используйте:

  • формы обратной связи на сайте;
  • ссылки на платформы-отзовики в email- или push-уведомлениях;
  • QR-коды.

QR-код – один из самых современных и эффективных инструментов для сбора отзывов. В сфере услуг код можно разместить на стойке ресепшн, при продаже товаров – на карточке или флаере, вложенном в упаковку.

Многие клиенты не против оставить мнение – но забывают об этом. Не стесняйтесь напоминать о том, что каждый отзыв для вас важен. Отличной мотивацией оставлять отзывы станет вознаграждение – например, небольшая скидка на следующую покупку.

Работа с отзывами

Комплексный подход к SERM позволит не только увеличить приток свежих отзывов, но и провести раннюю работу с негативом – до его размещения в сети. Вы можете предложить клиенту ссылку или код для перехода на специальную форму. В форме должен содержаться вопрос «Понравилось ли вам обслуживание?» и два варианта ответа – «да» или «нет».

  • Клиент доволен? Перенаправьте его на сайт, где он сможет поделиться впечатлениями.
  • Клиент остался недоволен? Запросите контактные данные и постарайтесь выяснить причины, а также принять меры к их устранению.

Необходимо вести работу как с негативными, так и с позитивными отзывами – ответ компании демонстрирует вовлеченность бренда в коммуникацию с клиентами. Такой подход позволит быстро отреагировать на неприятную ситуацию и устранить проблему, продемонстрировать личный подход к каждому клиенту. С большой долей вероятности негативный отзыв не появится, если вы сможете решить проблему.

Кейс о репутации: оздоровление отзывов медицинского центра "Евроэксперт Клиник"

Обработка негативных отзывов

Негативный отзыв уже появился? На него необходимо ответить, желательно – как можно быстрее. Хороший ответ позволит не только сгладить ситуацию, но и продемонстрировать другим клиентам вашу готовность к решению проблем. Ответ должен содержать:

  • извинения от лица представителя компании;
  • меры, которые вы готовы предпринять для решения проблемы;
  • предложение компенсации неудобств – например, скидку или возврат оплаты частично или полностью.

Общение с недовольным клиентом лучше вывести из публичного поля – свяжитесь с ним через электронную почту или по телефону. В случае необходимости попросите предоставить более точные данные о ситуации. Конфликт исчерпан? Попросите исправить или удалить сообщение.

Более сложная ситуация – безосновательный негативный отзыв. Зачастую они являются продуктом деятельности конкурентов. В таком случае необходимо отправить запрос на удаление такого отзыва в адрес администрации площадки, на которой он был размещен. Изучите правила площадки и ссылайтесь на них при составлении обращения.

Работа с отзывами должна быть комплексной. Необходимо регулярно проводить SERM-аудит и своевременно реагировать на изменения – такой подход позволит вовремя выявить и решить проблемы, а также сохранить отличную репутацию бренда.

Делаем беспроигрышные предложения
давайте обсудим
Сookie

Наш сайт использует файлы cookie для аналитики и персонализации. Продолжая использовать сайт после ознакомления с этим сообщением и предоставления своего выбора, вы соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных.

Настройка cookie

Технические cookie нужны для стабильной работы.

Аналитические и другие cookie помогают нам делать сайт лучше для вас: понимать, что вам интересно, и улучшать навигацию.

Эти данные анонимны. Разрешая их, вы вносите свой вклад в развитие нашего сайта. Подробности в Политике обработки персональных данных.

Технические cookie (всегда активны)
Эти файлы cookie необходимы для правильной работы сайта и его основных функций (например, навигация, сохранение сессии, работа форм). Без них сайт не сможет функционировать должным образом. Они не собирают информацию для маркетинга или отслеживания. Этот тип cookie нельзя отключить.
Аналитические/Рекламные cookie
Эти файлы cookie позволяют нам собирать информацию о том, как посетители используют наш сайт (например, какие страницы посещают чаще, сколько времени проводят на сайте, возникают ли ошибки). Эта информация собирается в агрегированном или обезличенном виде и используется для анализа и улучшения работы сайта. Данные обрабатываются Яндекс.Метрикой согласно ее политике конфиденциальности (см. сайт Яндекса). Эти cookie активны только с вашего согласия.
Функциональные (остальные) cookie
Эти файлы cookie позволяют сайту запоминать сделанный вами выбор и предоставлять расширенные функции для вашего удобства. Они также могут использоваться для обеспечения работы встроенных на сайт сервисов (например, видеоплееров от Vimeo, виджетов социальных сетей VK), которые улучшают ваш опыт взаимодействия с сайтом. Эти сервисы могут устанавливать свои cookie для корректной работы и запоминания предпочтений. Эти cookie активны только с вашего согласия.